Мероприятия в Бишкеке

«Күчтөнүү» феминисттик сыйлыгы

Бишкектик Феминисттик Демилгелер тобу Кыргызстандагы феминисттик кыймылына кошкон салым үчүн «Күчтөнүү» сыйлыгын жарыялайт.

Сыйлыктын максаты, гендердик теңдик маселелерди жана көйгөйлөрдү талкуулоо, бул багытта иштеген аялдарды таануу жана ыраазычылык билдирүү.

«Күчтөнүү» сыйлыгына талапкерлер акыркы эки жыл бою гендердик теңдикке, аялдардын жана кыздардын күчтөнүүсүнө, өнүгүшүнө, коопсуздугуна, салым кошкон болуулары керек. Сыйлыкка талапкерлер уюмдар, жеке адам же адамдар тобу тарабынан көрсөтүлөт, ошондой эле өзүн-өзү көрсөтүү жолу менен талапкерликти көрсөтүү мүмкүн.

Сыйлык төмөнкү категорияларда ыйгарылат: (1) Феминисттик активизмге көрүнүктүү жетишкендиктери үчүн; (2) Гендердик-сезгич журналисттик иш үчүн; (3) Аялдардын экономикалык жана/же саясаттык ролун күчөтүү; (4) Аялдарга жана кыздарга каршы зордук-зомбулукту алдын алуу; (5) Илим жана/же маданиятка салымы үчүн.

Сыйлыкты аял укук коргоочулардан жана феминисттерден турган комиссия, ошондой эле акыркы жылдагы сыйлыктын лауреаттары ыйгарат.

Сыйлык беруу аземи жыл сайын өткөрүлөт жана сыйлыкка көрсөтүлүүчү аялдардын саны чектелбейт. Лауреаттар түндүк көтөрүп кармаган кол түрүндөгү статуэтка алышат. Бул каймана маанидеги белги феминисттик жана улуттук түндүк белгилерин бириктирип, улуттук патриархалдык негиздерге каршы турат.

Сыйлыкка талапкерлер ишмер, академиялык чөйрө кызматкерлери, журналисттер, жеке менчик / мамлекеттик сектордун өкүлдөрү болушу мүмкүн. Тандоонун негизги критерийи: талапкердин феминисттик  ишке салымынын далили.

ФЕМИННАЛЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

«Кормилицы». Экономическая свобода. Женщины.

27 ноября – 15 декабря, 2019 год

Бишкек, Кыргызский Национальный Музей Изобразительных искусств им. Г. Айтиева

Кураторки: Алтын Капалова & Жанна Араева.

Связь: feminnale2019@gmail.com

Феминнале современного искусства — это Биеннале феминизма (да, почти как триумф феминизма), он собирает художниц_ов с феминистической позицией, которые в своих работах показывают социальные нарывы, мешающие прийти к здоровой реальности – без гендерного неравенства и насилия. Феминнале откроется 27 ноября и продлится 17 дней: 17 трудовых мигранток сгорели в типографии в Москве 27 числа 3 года назад.

Феминнале 2019 года посвящена теме экономической свободы женщин – кормилице грудным молоком; кормилице завтраком-обедом-ужином; кормилице детей-родителей-мужей; кормилице, которая должна приносить в семью деньги.

Кто такая кормилица? Женщина, кормящая младенцев из протоков своей молочной железы? Женщина, отвечающая (по канонам патриархального общества) за приготовление пищи для всех членов семьи? Женщина, которая обеспечивает семью финансово? Женщина, которая уезжает в трудовую миграцию, чтобы прокормить домочадцев? Сколько экономической свободы у кормилицы?

Феминнале приглашает художниц_ов из любой страны, без ограничений в технике исполнения произведений. Отбор работ проводят кураторки биеннале. Феминнале проходит раз в два года в одном из населённых или ненаселенных (!) пунктов любой страны и включает в себя мероприятия, повышающие участие сообществ в улучшении положения женщин в сторону преодоления гендерного неравенства и насилия в отношении женщин.

Приветствуются работы, которые создают среду, воздействующую на все каналы восприятия: обоняние, слух, тактильность, зрение. Прием заявок до 20 октября 2019 года. Заявки принимаются от всех желающих, вне зависимости от гендерной самоидентификации художниц_ов. Первая Феминнале пройдет в Бишкеке. Расходы на приезд участниц_ков не оплачиваются, за исключением отдельных случаев. Предлагается заполнить короткую форму заявки по ссылке: https://docs.google.com/forms/d/1ZR29AriYp_JvpizR46lPlsjnlPZyueuDQXJcgjTqvCc/edit

1ST FEMINNALE OF CONTEMPORARY ART

“Kormilitsa”. Economic freedom. Woman.

Entry deadline is 20th of October 2019

Bishkek Feminist Initiatives invites international submissions of contemporary art for a curated group exhibition to be held at the Kyrgyz National Museum of Fine Arts in Bishkek, Kyrgyzstan, from 27 November to 15 December 2019. The exhibition is dedicated to 17 female migrants killed in Moscow warehouse fire three year ago. The exhibition will be open to the public symbolically for 17 days.


The Feminnale of Contemporary Art is the Biennale of Feminism (yes, almost like the triumph of feminism). It gathers feminist artists, whose works expose social wounds that prevent societies from reaching the reality, in which equality prevails over violence. The 2019 Feminnale explores the topics of women’s economic freedom. The word Kormilitsa means both a female breadwinner and a provider in Russian. Thus, who is really that kormilitsa? A woman with milk in the ducts of her breasts? A woman who is responsible for cooking for family members (according to the assumptions of the patriarchal society)? A woman who leaves for labor migration to provide financially for a family? How much of economic freedom does this woman have?


The Feminnale welcomes audio-visual works of any medium by artists of any gender identity and from any country. All works that create an environment, affecting all channels of perception – smell, hearing, tactility and vision – are welcome. The Feminnale will be held every two years in an established and/or an alternative, uninhabited space, again in any country. In addition to the exhibition of artworks, it will include several workshops and interventions aimed at increasing participation of communities in the processes of empowering and helping advance the status of women.
Submissions of applications will be accepted until 20 October, 2019. The first Feminnale will be held in Bishkek. Travel and accommodation costs for participating artists are not covered, yet Feminnale is disposed to help provide funding in exceptional cases. Fill out a short application form: https://docs.google.com/forms/d/1ZR29AriYp_JvpizR46lPlsjnlPZyueuDQXJcgjTqvCc

The Feminnale is to be curated by Altyn Kapalova and Janna Araeva: feminnale2019@gmail.com

«Правда, что феминистки ненавидят мужчин?» Отвечаем на сложные вопросы о феминизме

Материал подготовлен в партнерстве с «Коалицией за Равенство», которая борется с дискриминацией и продвигает соблюдение прав человека.

Феминизм — что это?

Во многом феминизм воспринимается как борьба за права женщин. Однако это определение не совсем точное. Феминизм — это борьба за равенство и равноправие между мужчинами и женщинами. То есть, это справедливое требование женщинами таких же прав и отношения со стороны общества, какими обладают мужчины.

Разве женщин в Кыргызстане притесняют — они же равны с мужчинами?

В Кыргызстане складывается ошибочное представление, что это равенство и так есть — женщины могут выбирать те же самые профессии, что и мужчины, получать образование и одеваться так, как они хотят. В стране даже существует закон о государственных гарантиях равных прав и возможностей для мужчин и женщин.

Но, к сожалению, этого недостаточно.

Мужчины по-прежнему доминируют над женщинами во всех сферах жизни в Кыргызстане: политической, социальной и экономической. Например, нынешний созыв парламента на 85% состоит из мужчин — иными словами, интересы женщин в парламенте представляют всего 18 депутаток.

Женщин в Кыргызстане часто похищают для принудительного вступления в брак, оправдывая это обычаями и традициями (ала качуу). На пострадавшую часто давят свои же родственники, которые уговаривают девушек остаться в семье похитителя и не жаловаться в милицию. Да, похищение карается законом (от 5 до 7 лет лишения свободы), но милиция редко проявляет интерес в расследовании таких случаев.

Если говорить о женщинах как о лидерках, то история Кыргызстана действительно помнит женщин, которые в сложные для страны годы брали на себя ответственность за судьбу страны. Но процесс принятия решений в Кыргызстане все еще во многом остается за мужчинами. Один из недавних примеров — заявление влиятельного топ-менеджера и мецената Бабура Тольбаева, который назвал женское лидерство «хренью» и сравнил феминизм с терроризмом. Из уст Тольбаева — который может быть для кого-то примером успешного человека — эти слова звучат как минимум безответственно.

Трафаретный рисунок: Бишкекские феминистские инициативы (БФИ)

Окей, так что нужно феминисткам?

Еще раз — равных прав и отношения со стороны общества. Например, в Кыргызстане (и не только) девочек воспитывают покладистыми и скромными, а мальчиков наставляют на достижение целей и лидерство, хотя такой подход к воспитанию с самого детства закладывает несправедливость и неравенство. Как следствие, общество больше одобряет женщин, показавших себя в качестве хороших матерей и жён, чем тех, кто поставил в приоритет построение карьеры или творчество.

Феминизм поднимает важные вопросы представленности женщин в обществе. Попытайтесь вспомнить, сколько женщин в политике и духовенстве вы знаете? А сколько женщин-писательниц, художниц и ученых по сравнению с количеством мужчин в этих сферах? Согласитесь, что их гораздо меньше, чем мужчин.

Феминизм анализирует и критикует сложившиеся убеждения о женщинах, давая им больше пространства, чтобы начать говорить, действовать и принимать решения за себя и в своих интересах. А это очень важно.

Трафаретный рисунок: БФИ

Если так хочется равных прав, пусть идут в армию и работают в шахтах. Равенство же!

Классический аргумент. С одной стороны, с ним не поспоришь — если феминистки борются за равенство, то они должны служить в армии или выполнять тяжелый «мужской» труд. Но давайте разберемся в ситуации чуть глубже.

Феминистки считают, что армии и военных структур не должно быть вовсе. По их мнению, армия — это сугубо патриархальная структура и институт насилия, который колонизирует, угнетает и выстраивает отношения с четкой иерархией, где одна группа людей должна подчиняться другой.

Но если все же изучить опыт службы женщин в армии, то получится плачевная ситуация — женщин редко повышают в званиях, они редко добиваются высоких чинов, а в закрытых условиях армейского быта до них домогаются собственные сослуживцы-мужчины.

А что с шахтами? Дело в том, что среди женщин есть много желающих по разным причинам пойти в ту профессию, которая считается сугубо «мужской». Но во многих странах, в том числе и в Кыргызстане, есть список запрещенных для женщин профессий.

В Кыргызстане это достаточно обширный перечень профессий, на которых женщинам в связи «с вредными и (или) опасными условиями труда» запрещено работать. В докладе Всемирного банка «Женщины, бизнес и право» было сказано, что женщинам в Кыргызстане запрещено работать монтажницами, горнорабочими, асфальтобетонщицами  и машинистками.

Так как же быть, когда с обеих сторон на женщин идет давление?

С одной стороны твердят идти работать на шахту, если требуешь равенства, а с другой — запрещают работать на шахте, потому что организм слабее и не выдержит нагрузок, и женщина может подорвать своё здоровье, а значит не сможет родить. Предположим даже то, что женщина смогла устроиться на «мужскую» работу — её там, как и в армии, ждут домогательства, угрозы изнасилования и неприятные комментарии и шутки со стороны мужчин.

Ситуация почти безвыходная.

Мирный марш в Бишкеке 8 марта 2017 года. Фото: Даниль Усманов для Kloop.kg

Правда, что все феминистки агрессивные и ненавидят мужчин?

Нет, сам вопрос поставлен неправильно.

Во-первых, давайте определимся с тем, что внутри самих феминисток есть несколько движений, и стричь всех под одну гребенку — неправильно.

Во-вторых, ненависть и агрессия может и есть, но они направлены не против мужчин, а против патриархата и мизогинии — защитниками мужского доминирования в обществе и сторонниками притеснения женщин могут быть не только мужчины, но и сами женщины.

Это правда, что большинство феминисток — страшные лесбиянки с волосатыми подмышками?

В феминизме есть несколько направлений, которые касаются отношения к внешнему виду его сторонниц. Если коротко, то все не так однозначно — у разных феминисток свои предпочтения.

Например, существуют такие направления как поп-феминизм и lipstick-феминизм, среди которых есть звезды мировой величины, такие как Бейонсе. Они утверждают, что, пользуясь косметикой, надевая каблуки и украшая себя, женщины делают это для себя, а не для мужчин. Сторонницы такого подхода считают, что «выглядеть хорошо» — это их «свободный выбор» вне рамок патриархальных установок, и что они обретают силу и политическую власть, когда пользуются косметикой и всячески украшают себя.

Читать еще:

Идеи поп-феминизма и lipstick-феминизма встречают сопротивление со стороны радикальных феминисток, которые видят в косметике, удалении волос с тела, каблуках или определенной одежде давление со стороны патриархальной культуры.

Они считают, что женщины стараются выглядеть так, чтобы соответствовать мужским представлениям о красоте, а не так, как сами того хотят. Идея радикального феминизма в отношении внешнего вида заключается в том, чтобы отказаться от любых путей выглядеть красиво в мужском понимании этого слова. Таким образом феминистки хотят избавиться от восприятия женщины как объекта для услаждения мужского взора.

Фото: Даниль Усманов для Kloop.kg

Что за движения внутри феминисток?

Движений на самом деле много, так как феминизм — это не одна единая идеология.

Например, существуют исламский феминизм, интерсекциональный феминизм, постколониальный феминизм, либеральный феминизм, анархо-феминизм, радикальный феминизм и лесбосепаратизм.

У каждого движения своя история и причины возникновения, но так или иначе, они связаны с волнами феминизма — первой, второй и третьей — которые охватывали мир в разное время.

Первая волна зародилась в конце XIX — начале XX века с движением суфражисток. В те времена на повестке стоял вопрос предоставления женщинам права голоса и обеспечения достойных условий труда.

Вторая волна началась в конце 1960-х годов и продолжалась вплоть до конца 80-х. Она вылилась из первой волны — феминистки стали осознавать, что между культурным, политическим и социальным насилием есть взаимосвязь. С этой же волной пришло понимание, что насилие есть абсолютно во всех сферах жизни.

В то же время был придуман слоган «Личное — это политическое», который означал, что все женские практики — от бритья подмышек до вопросов сексуальной жизни — имеют глубокий корень в патриархальной культуре. В связи с этим феминистки начали критиковать порнографию и гетеронормативность и подняли на обсуждение темы абортов, гомосексуальности, психологического насилия и восприятия собственного тела.

Третья волна вышла из движения афроамериканцев за свои права в США в начале 90-х годов. Под критику попали привилегированные белые западные феминистки — за то, что не включали в обсуждение проблемы цветных женщин, когда изучали и анализировали опыт женского угнетения, а исходили из собственного опыта.

Афроамериканские феминистки считали важным учитывать в борьбе за равенство аспекты расы, происхождения и культурных особенностей. Третья волна принесла еще больше течений, например, таких, как квир- и трансфеминизм, которые пытаются уйти от привычного бинарного деления людей на мужской и женский пол и гендер и защищают права трансгендеров.

Фото: Даниль Усманов для Kloop.kg

Насколько феминизм и религия совместимы?

Разные направления феминизма по-своему смотрят на этот вопрос.

Например, сторонницы радикального феминизма считают, что религия и феминизм несовместимы. Они утверждают, что большинство существующих религий поддерживают принижение женщин по отношению к мужчине, а женщину считает «грязным» и «дьявольским» созданием.

Но есть такое направление, как, например, исламский феминизм. Его приверженки считают, что Коран говорит об изначальном равенстве мужчины и женщины, а большинство течений ислама интерпретируют его в пользу мужского доминирования.

Зачем мужчинам поддерживать феминизм?

Мужчины — как часть патриархальной системы — стали заложниками стереотипов, с которыми их воспитывают с детства. Они же от этих стереотипов страдают, когда не могут им соответствовать. Общество ограничивает мужчин в свободе выбора, подталкивая заниматься «мужскими» делами или увлечениями, или навязывает какие-то обязательства только потому, что «ты же мужик», или «чё как не пацан?»

Феминизм в основном борется с такими стереотипами в отношении женщин («ты же девочка»), но во многом и критикует такое же отношение к мужчинам.

Конечно, мужчинам может нравиться поддерживать существующее положение вещей, потому что они сохраняют власть, а это выгодно для них. Но надо понимать, что патриархат поощряет насилие в обществе, и как минимум несправедлив в отношении женщин. Феминизм же — это не борьба против мужчин, а борьба за равноправие и одинаковое отношение и восприятие со стороны общества, от чего выигрывают и женщины, и мужчины.

Фото: Даниль Усманов для Kloop.kg

Может ли мужчина быть феминистом?

Здесь тоже все зависит от течений феминизма.

Существует, например, либеральный феминизм, который подразумевает, что мужчины наравне с женщинами должны участвовать в борьбе за права женщин, и что мужчин так же можно называть феминистами.

Радикальные феминистки утверждают, что мужчины не могут быть феминистами, потому что они не представляют собой угнетенный класс женщин (в радикальном феминизме борьба между мужчинами и женщинами рассматривается с точки зрения классовой борьбы — это отсылка к Марксу и его понятию борьбы классов). По их мнению, возглавлять борьбу за права женщин должна только сама женщина.

Моя девушка — феминистка. Как не ляпнуть глупостей и не выглядеть дураком?

В первую очередь надо проявить тактичность. Не следует задавать вопросы на травмирующие темы (насилие, домогательства, внешность), а также настойчиво требовать от девушки ответить, почему она поддерживает феминизм. Феминисток утомляют заведомо издевательские вопросы о феминизме, когда собеседник требует на них серьезно ответить.

Для феминисток (да и для девушек в целом) неприемлемы шутки про изнасилования и домогательства — многие переживали подобный опыт, и такие вопросы могут вызвать неприятные воспоминания.

Судить остальных, исходя из своего опыта, тоже не стоит. У каждой женщины свой пережитый опыт, все переживают и реагируют тоже по-разному. Не надо обобщать и говорить, что «я смог, значит и ты сможешь» — это выставит вас не в лучшем свете, потому что обесценит опыт другого человека.

На самом деле, так стоит обращаться не только с феминистками, но и со всеми женщинами в целом.

Фото: Даниль Усманов для Kloop.kg

Что могут сделать мужчины, которые хотят помочь феминисткам?

Во-первых, стоит задуматься над собой и своим положением в обществе — осознать все те привилегии, которые дает патриархальное общество, и перестать ими злоупотреблять во всех отношениях.

Во-вторых, можно устраивать собственные программы для мужчин по борьбе с насилием и всячески объяснять всем, что такое гендерное насилие.

В-третьих, не указывать, что и как делать феминисткам, потому что мужчина не переживал тот печальный опыт, с которым сталкиваются женщины — насилие, домогательства, дискриминацию. А это значит, что он не может говорить от лица феминисток, но может, конечно же, помогать и поддерживать их.

Оригинал статьи: Лавандовая Угроза https://kloop.kg/blog/2018/03/08/feminism_faq/

Кыздар Кыргызстандыктар: Биздин күн, биздин үн!

Бактыгүлдүн Эл Аралык кыздар күнүнө арнап айткан баяны. Сөздөрү Бактыгүл, Дария жана Сезим, Кыргызстандын Активист Кыздары.

Storytelling by Baktygul; Script and words by Baktygul, Dariya and Sezim Girl Activists of Kyrgyzstan on the International Girls’ Day in Kyrgyzstan